Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему мужская обнаженная натура не пользуется уважением?

© Фото : Courtesy Galerie Steinek, WienИлзе Хайдер. "Мистер Биг", инсталляция при входе на выставку "Обнаженные мужчины" в Музее Леопольда. 2012 год
Илзе Хайдер. Мистер Биг, инсталляция при входе на выставку Обнаженные мужчины в Музее Леопольда. 2012 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Всегда женщины в западном искусстве считались объектами желаний. Начиная со скромного «Рождения Венеры» Боттичелли, написанного приблизительно в 1485 году, и заканчивая фотографиями беременной Деми Мур 1991 года, женские формы считались воплощением красоты. Остается только пожалеть обнаженных мужчин. Веками папы прикрывали интимные части скульптур мужчин в Ватикане.

 

В течение многих веков обнаженные женщины в западном искусстве считались объектами желаний. Начиная со скромного «Рождения Венеры» Боттичелли, написанного приблизительно в 1485 году, и заканчивая фотографиями беременной Деми Мур, сделанными в 1991 году Анни Лейбовиц, женские формы считались воплощением красоты.

 

Остается только пожалеть обнаженных мужчин. На протяжении многих веков папы прикрывали интимные части скульптур мужчин в Ватикане. Даже самая известная в истории скульптура обнаженного мужчины – «Давид» Микеланджело – подвергся ограничениям скромности: руководство Лондонского музея распорядилось изготовить большой фиговый листок, который по стратегическим соображениям должен был прикрывать соответствующую часть тела копии статуи, которая стояла в Лондонском музее, после того как она шокировала королеву Викторию.

 

Именно поэтому организаторов новой выставки под названием «Обнаженные мужчины» («Naked Men»), которая открылась в пятницу в Музее Леопольда в Вене, совершенно не удивило то, что ее экспозиция вызвала немало споров. 

 

Однако масштабы общественного протеста в преддверии открытия выставки, в которой представлены около 300 работ, отражающих историю мужской обнаженной натуры в западном искусстве, превзошли ожидания организаторов. На этой неделе официальные лица выступили с заявлением, в котором говорилось, что они готовы прислушаться к лавине жалоб и снять рекламные плакаты выставки с щитов на улицах города.

 

«Мы, так же как и общество, не привыкли видеть обнаженных мужчин, - заявил представитель музея Клаус Покорны (Klaus Pokorny), комментируя множество жалоб. - Это проблема нашей культуры, которая отчасти обусловлена религиозными традициями».

 

В качестве рекламы музей Леопольда разместил на улицах Вены 180 плакатов «Vive la France» - фотографии 2006 года, сделанной французскими художниками Пьером Коммоем и Жилем Бланшаром, на которой изображены трое полностью обнаженных мужчин, позирующих с футбольными мячами. Последовавшее за этим возмущение общественности заставило руководство музея прибегнуть к запасному плану действий и прикрыть интимные части тел игроков красной лентой.

 

Некоторые люди жаловались на то, что эти снимки напоминают им о сексе или травматическом сексуальном опыте. Мужская обнаженная натура «к сожалению, до сих пор ассоциируется с сексуальным насилием, чего нельзя сказать о картинах с изображенными на них обнаженными женщинами», - говорит г-н Покорны.

 

Такие двойные стандарты существуют уже на протяжении многих веков.

 

В 16 веке священники храма во Флоренции сняли картину Фра Бартоломео с изображением святого Себастьяна, после того как несколько прихожанок церкви признались на исповеди, что их стали посещать фантазии с участием этого святого. 

 

В 1898 году венский художник Гюстав Климт был вынужден внести изменения в свой плакат с изображением Тезея, побеждающего Минотавра, который он нарисовал для первой выставки Венского сецессиона. На выставке «Обнаженные мужчины», которая завершится 28 января, представлены обе версии этого плаката.

 

Экспозиция «Обнаженные мужчины» начинается с античных статуй, включая статую египетского судьи Снофрунефера, созданную примерно в 2400 году до нашей эры. Однако большая часть работ, представленных на выставке, была создана за последние 200 лет.

 

19 век стал одним из золотых периодов для мужской обнаженной натуры. Идеалы индивидуальности и разума, которые в конце 18 века исповедовали такие влиятельные мыслители как Вольтер и Эммануил Кант, нашли свое отражение во французской живописи начала 19 века. Обнаженная натура использовалась для того чтобы выделить героев, для которых были характерны независимость и философский склад ума, из серой толпы. 

 

«Мужская обнаженная натура тогда ассоциировалась с независимостью», даже если это заканчивалось героической смертью, как утверждает Даниэла Хаммер-Тугендхат (Daniela Hammer-Tugendhat), профессор истории искусств из Университета прикладных искусств в Вене.

 

Изображения обнаженных мужчин занимали господствующие позиции в известных европейских мужских художественных академиях, что нашло отражение в таких работах как «Взгляд художественной школы на работы исторического живописца Александра Кабанеля», написанный Танкредом Бастетом в 1883 году.

 

«Несомненно, время от времени художники работали и с женской обнаженной натурой, но в начале 19 века в академических школах было гораздо проще и дешевле использовать моделей-мужчин», - говорит Джеральдина Джонсон (Geraldine Johnson), историк искусств из Оксфордского университета.

 

На выставке большая картина Жозефа-Дезире Корта под названием «Смерть Ипполита», написанная им в 1828 году, изображает персонажа греческих легенд в тот момент, когда его убивают, а ангел на картине Уильяма Адольфа Бугро «Равенство перед смертью» 1848 года прикрывает крепкое обнаженное тело.

 

«Обнаженные мужчины зачастую помещались в «безопасный» контекст – их изображали мифологическими или религиозными персонажами, включая Христа – что эффективно оберегало их от споров вокруг их сексуальности, - утверждает г-жа Джонсон. - Думать о религиозных фигурах в терминах сексуальности было за гранью допустимого».

 

К началу 20 века мужской героизм начал сдавать свои позиции, уступая место задумчивой интроспекции австрийских художников, таких как Эгон Шиле, Антон Колиг и Рихард Герстль. 

 

«Определенные исторические факторы стали угрожать традиционному мужскому обществу», - говорит г-жа Хаммер-Тугендхат. Индустриализация привела к тому, что сила отдельного человека утратила свое значение. Женщины начали борьбу за свои гражданские права, а Австрийская империя продолжала слабеть. 

 

Многие художники того времени задумались над тем, стоит ли изображать современных мужчин в качестве героев античности.

 

В этот период Шиле создал множество обнаженных автопортретов, перед тем как он умер от испанки в 28 лет. «Шиле стал первым из художников, которые изображали себя обнаженными», - говорит куратор выставки Тобиас Наттер (Tobias Natter).

 

Иногда художники начала 20 века изображали себя одетыми и обнаженными в одинаковых позах, чтобы подчеркнуть контраст между их одетой публичной персоной и обнаженной истинной личностью. «Автопортрет с палитрой» Рихарда Герстля 1907 года, который он закончил незадолго до самоубийства, совершенного им в возрасте 25 лет, изображает художника обнаженным и свирепо глядящим на своих зрителей.

 

Работы Шиле и Герстля положили начало эпохе обнаженных автопортретов художников-мужчин, а позже эту тему радикализировали такие художники как американец Роберт Мэпплторп.

 

Примерно в 1900 году быстрое распространение фотографии дало начало моде на изображения обнаженных бодибилдеров и спортсменов.

 

В 1970-е годы расцвет движения феминисток и гомосексуалистов привел к росту числа художников среди женщин и мужчин откровенно гомосексуальной и бисексуальной ориентации, таких как Энди Уорхол, которые выражали свои сексуальные фантазии при помощи искусства. На открывшейся выставке этой теме посвящены два графических раздела, где представлены такие работы как «Querelle» Уорхола и автопортреты Урса Люти, в которых он пытается исследовать свою сексуальную ориентацию.